18 янв. 2012 г.

Как эффективно управлять своим временем - советы разработчику


Управление личным временем - вещь очень важная. И совсем недаром умение правильно управлять временем считается одним из главных критериев успеха. Особенно эти проблемы актуальны для людей с ненормированным рабочим графиком. Сотрудники IT-индустрии, особенно работающие в фриланс-стиле очень часто имеют подобные проблемы. Неправильное использование времени фрилансерами приводит к большим проблемам с заказчиками, проблемам со сном вследствие работы по ночам.

Определите долгосрочные цели

Если вы хотите добиться успеха в жизни, вам необходимо для начала разобраться, что же именно вы хотите. Хорошенько подумайте и определите несколько приоритетных целей, оцените их важность относительно друг друга. Именно от этого будет зависеть планирование ваших повседневных дел и распределение времени.
Если вы программист и перед вами стоит выбор, какими проектами заняться, попробуйте решить для себя, какие из них приоритетнее и принесут максимальный эффект в финансовом плане или в рамках повышения квалификации.

Планируйте свои дела на неделю вперед

Задумайтесь, всё ли вы успеваете сделать из того, чего хотите? Наверняка, нет. Если у вас будет план, вам будет к чему стремиться. Заведите блокнот или его электронный эквивалент и записывайте в него все дела, которые вам предстоит сделать. По статистике, собранной специалистами в области управления временем, 60 минут составления планов способны подарить 3-4 часа свободного времени.
Попытайтесь рационально распланировать свои дела. Естественно, вы можете всё не успеть, могут быть форсмажорные обстоятельства, которые могут значительно изменить ход событий, но, так или иначе, наличие плана дисциплинирует. Важно отметить, что планы должны быть по возможности продуманными и реалистичными. Зачем, например, назначать 10 дел на понедельник, если вы всё равно их вряд ли успеете?

Заведите ежедневник

С развитием информационных технологий появилось много различных возможностей для хранения информации. Вы можете воспользоваться специализированными программами-планировщиками, которые присутсвуют на рынке ПО в избытке, хранить свои записи в простом текстовом файле или, по старинке, в простом блокноте. Не важно, куда именно вы будете записывать свои дела, планы и идеи. Главное - не забывать туда заглядывать, записывать и планировать.

Соблюдайте приоритеты

Матрица Эйзенхауэра — техника расстановки приоритетов, использование которой позволяет выделить важные и существенные дела и решить, что делать с остальными. Тридцать четвертый президент США Дуайт Эйзенхауэр выделил следующие 4 категории дел по критериям — важности и срочности.
  • Задачи А. Важные и срочные. Это могут быть, например, критические ситуации, проекты с «горящим» сроком. Задачи такого типа необходимо выполнять без промедления.
  • Задачи Б. Важные и несрочные. Например, стратегическое планирование в бизнесе, личностное развитие. Для задач данного типа необходимо устанавливать временные рамки.
  • Задачи В. Неважные и срочные. Например, спонтанные просьбы или поручения «сделать что-то сейчас и быстро», не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям и т. п. По возможности от таких просьб следует отказываться или перепоручать.
  • Задачи Г. Неважные и несрочные. Это мелочи, отнимающие время (перекуры, «пустая болтовня», «болтовня» по телефону, просмотр сериалов и др. поглотители времени). Необходимо стремится устранить такие дела навсегда из своей жизни.
Также можно воспользоваться известным принципом Парето. который в приложении к управлению временем это правило звучит так: 20 % дел (и затраченного времени) дают 80 % результатов, а 80 % дел (и затраченного времени) дают 20 % результатов. В связи с этим следует вначале выделить те 20 % дел, которые предположительно дадут максимальный результат и начинать с них.
Для удобной расстановки приоритетов  по методу Эйзерхауэра можно составить простую таблицу из четырех колонок. Это дает хорошее и легкое для восприятия визуальное представление.

Задачи A
(важные и срочные)

Задачи B
(важные и несрочные)

Задачи C
(неважные и срочные)

Задачи D
(неважные и несрочные)

  • Разработка нового функционала системы
  • Исправление критичных ошибок

  • Утренние занятия спортом
  • Написание кандидатской диссертации

  • Настроить локальную сеть  (а это разве мои обязанности???)

  • Болтовня по телефону
  • Общение в социальных сетях
  • Телевизор
Обратите особое внимание на задачи класса D. Люди часто тратят огромное количество времени впустую. Правильная оценка и отказ от неважных дел поможет вам освободить много времени, которого так часто не хватает для решения важных вопросов.
Также возможно скомбинировать метод Эйзенхауэра и принцип Парето. После определения приоритетов задач с помощью метода Эйзенхауэра определить приоритетность задач внутри определенной группы можно по принципу Парето. Как было сказано выше, необходимо выделить 20% дел, которые должны дать максимальный результат и приступать в первую очередь к ним.

Сон - это важно

Старайтесь каждый день вставать в одно и то же время. Если по рабочим дням вам нужно вставать в 6 утра, то и в выходные необходимо делать то же самое. Организм «привыкает» засыпать и просыпаться в одно и то же время. Отсутствие четкого времени сна может серьезно сказаться на производительности вашей работы, привести к непредсказуемому сдвигу ваших планов и даже к проблемам со здоровьем.
Если у вас проблемы со сном и организм трудно заставить уснуть в определенное время, устраивайте себе вечером пробежку перед сном на пару-тройку километров. Это поможет вам заснуть, к тому же ежедневные пробежи способствуют тренировке сердечной сосудистой системы, правильная работа которой благотворно скажется на вашей работоспособности и внимании.

Боритесь с ленью и воспитывайте силу воли

Однажды по телевизору я услышал простой и эффективный способ тренировки силы воли. "Тренировать силу воли очень просто - делайте то, что вам не нравится, не откладывая это напотом". Причем, тренировки силы воли должны быть постоянны и регулярны. Не давайте себе часто расслаблятся, иначе это опять легко может превратиться в систему. А снова начать тренировать силу воли гораздо труднее, чем прекратить это делать.
Программисты могут легко тренировать силу воли следующим способом. Если в системе контроля ошибок за вами закреплено огромное количество задач, выберите из самых приоритетных те, которые вам больше всего не хочется решать и возьмитесь за них. Если не знаете как, попробуйте проанализировать и разделить проблему на несколько составляющих.  Далее в статье я более детально расскажу о  данном методе.

Только регулярные занятия дают результат

Всем известно, что только регулярные занятия каким-либо видом деятельности дают ощутимый результат. Станут ли сильнее ваши мышцы от нерегулярного посещения спортзала? Аналогично обстоит ситуация и с умственной деятельности. Развитие в какой-либо области невозможно без постоянного совершенствования и регулярных занятий. Поэтому, если одна из ваших целей - стать настоящим специалистом в какой-либо области, занимайтесь ей регулярно, иначе ничего не получится.

Применяйте принцип "разделяй и властвуй"

Часто бывает так, что задача кажется слишком сложной и вас не покидает мысль о том, что вы не в состоянии справиться с ней. В этом случае будет логичным воспользоваться принципом, известным еще с древних времен. Мудрые римские правители использовали этот прицип для решения сложных, временами даже почти невыполнимых задач. В применении к управлению личным временем он звучит так: разделите сложную задачу на несколько более простых, каждую из подзадач опять разделите на несколько составляющих и так далее. Начинайте постепенно начинайте выполнять самые простые задачи. Кроме того, что после проведения данной процедуры у вас фактически будет на руках готовый план работ,  такой метод еще и опеспечивает вам психологическую уверенность в результате. Так как вы будете выполнять небольшие задачи, из которых складывается ваша сложная задача, вы будете ощущать прогресс работы, а это очень важно.

Распечатайте на принтере основных тезисов управления временем

Распечатайте на принтере основные тезисы управления временем, метод Эйзенхауэра и принцип Парето и положите у себя на рабочем столе. При планировании это будет напоминать вам о расстановке приоритетов и напомнит вам о намерениях самосовершенствования.

Наведите порядок на своем рабочем месте

Живя и работая в беспорядке, вы не сможете управлять своим временем эффективно. Причем под «порядком» подразумевается вовсе не идеальная чистота, а наиболее удобное в вашем понимании расположение вещей.
При наведении порядка на рабочем месте:
  • Желательно чтобы на вашем рабочем столе не было ничего лишнего. Стопки бумаг, «тонны» канцелярских принадлежностей и прочие абсолютно непричастные к рабочему процессу вещи только отвлекают ваше внимание, мешая сосредоточиться.
  • Постарайтесь сократить количество бумаг до минимума. Обычно оказывается, что 80% документов не несут в себе никакой ценности и могут быть смело отправлены в корзину.

А результаты?

Я стараюсь четко придерживаться вышеописанных правил и результаты даже превосходят мои ожидания. Я стал лучше себя чувствовать и успеваю за день сделать гораздо больше дел, чем раньше. Благодаря тренировкам силы воли я стал ответственнее и чувствую, как люди начинают больше доверять мне и относиться с уважением. Но мои личностные качества всё еще далеки от идеала, поэтому необходимо еще много упорной работы над собой. Не буду скрывать, это тяжело, но для достижения успеха в нашем непростом мире просто необходимо.
P.S.
Жизненная мудрость гласит: чтобы добиться успеха в жизни, а также и суметь этим успехом насладиться - жизнь должна быть сбалансирована. Не зацикливайтесь только на делах, давайте себе отдохнуть. Жизнь должна быть полноценной. Иначе через годы, оглянувшись назад и вспомнить будет нечего...

Источники:
Википедия - управление временем
Как приручить время






Комментариев нет:

Отправить комментарий